Development of methods and technology for integrated usage of Earth observation data to improve national monitoring system of carbon budget in Russian forests under global climate change

Head: Bartalev S.A.

Date: 2019-2023 гг.

Abstract: Current research shows the link between global climate changes observed and the increasing concentration of atmospheric greenhouse gases (CO2, CO, CH4, etc.) mostly caused by human activity. UN Framework Convention on Climate Change set a strategic goal to stabilize atmospheric greenhouse gases concentration at the level preventing dangerous impact on Earth’s climatic system.

Forests have a unique ability to bind large quantities of atmospheric carbon for long periods of time. Carbon is stored in trees, understory, plant debris and soil. Forest growth and planting facilitate absorption of carbon which compensates natural and anthropogenic emissions. Conversely, forest damage and deforestation increase carbon dioxide and other greenhouse gases emissions.

Russian forests constitute over 20% of world’s forest cover and play vital role in the Planet’s carbon balance. At the same time current quantitative estimates of Russian forests’ carbon budget display high variability and uncertainty. Substantial reason for this uncertainty is that data on forest characteristics necessary for accurate carbon budget assessment is not sufficiently reliable and up-to-date. Official data on Russian forests quickly becomes outdated and current monitoring system cannot appropriately update the information about their dynamics. Traditional methodologies for forest carbon budget assessment do not account for object of analysis being a fuzzy system and therefore results’ uncertainty can’t be fully estimated. In light of 2015 Paris agreement, aimed at implementing the objectives of the UN Framework Convention on Climate Change, obtaining more objective, comprehensive and accurate estimates of Russian forests’ carbon budget became of great scientific and practical importance.

Information necessary for carbon budget estimation includes data on various forested and unforested land cover types (burnt areas, dead trees, felling sites, natural sparse forest, swamps, etc.), forest characteristics (growing stock volume, species composition, age, productivity) and ecological parameters (Net Primary Production (NPP), heterotrophic respiration, etc.). Data on natural (fires, diseases and pests, windthrow, draughts, etc.) and anthropogenic (felling, pollution, etc.) destructive factors causing deforestation, as well as information on subsequent reforestation processes, are also vital.

Current methods for satellite remote sensing of forests can provide significant part of missing information about forest cover necessary for a country-wide carbon budget estimation. However, the most expedient approach should integrate methods for satellite remote sensing of forests, field measurements of their characteristics and mathematical models of their structure and dynamics.

Existing approaches to satellite mapping and monitoring of vegetation provide regularly updated country-wide information on the distribution of various land cover types and required forest characteristics. Multi-year time series of this data since the beginning of the century can be used to model the dynamics of forest cover and biophysical characteristics of forest ecosystems. Satellite data-based information on forest fires’ impact includes burnt areas over various land cover types as well as fire intensity and forest damage allowing for a reliable characterization of fire-related carbon emissions. Furthermore, developed methods for processing and analysis of multi-year satellite data time series enable detection of forest cover changes caused by various destructive factors that can be accounted for to substantially improve the accuracy of carbon budget estimation.

Proposed project includes the development of a new systematic methodology for forest carbon budget assessment using a multisensor Earth observation approach; integration of ground based and remote sensing data to improve existing and create new models; using the developed methodology to produce new dynamically updated GIS databases of Russian forests’ characteristics; development of an informational system and technology for the continuous monitoring of Russian forests’ carbon budget. Treating carbon budget as a fuzzy system will allow obtaining improved data on current state and dynamics of Russian forests with a substantially lower uncertainty level.

This project will facilitate the collaboration of various leading groups of Russian scientists working in the field of remote sensing of Earth and terrestrial ecosystems’ biogeochemical cycles research, creating a unique opportunity to obtain fundamentally new verified and consistent data on Russian forests’ carbon budget based on objective, comprehensive and precise estimates.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Разработка методов и технологии комплексного использования данных дистанционного зондирования Земли из космоса для развития системы национального мониторинга бюджета углерода лесов России в условиях глобальных изменений климата

Руководитель: Барталев С.А.

Сроки выполнения: 2019-2023

Аннотация: Современные научные представления связывают наблюдаемые глобальные изменения климата с увеличением концентрации парниковых газов в атмосфере (CO2, CO, CH4 и др.), которые в значительной мере вызваны деятельностью человека. Рамочная конвенция ООН об изменении климата поставила стратегическую задачу по стабилизации концентрации парниковых газов в атмосфере на уровне, не допускающем опасного воздействия на климатическую систему Планеты.

Леса обладают уникальной способностью связывать атмосферный углерод в больших количествах и на продолжительный срок. Углерод накапливается в биомассе деревьев, нижних ярусах леса, мертвых растительных остатках и почве. В процессе роста леса, а также при лесоразведении происходит поглощение углерода и, соответственно, компенсация выбросов из техногенных и природных источников. Наоборот, при нарушении лесов, уменьшении их площади, наблюдается рост эмиссии углекислого и других парниковых газов.

Леса России, занимающие более 20% площади лесного покрова Мира, играют ключевую роль в углеродном балансе Планеты. При этом имеющиеся в настоящее время различные количественные оценки углеродного бюджета лесов страны варьируют в широких пределах, отличаясь крайне высокой степенью неопределенности. Существенной причиной этой неопределенности является недостаточная надежность и актуальность информации о лесах, необходимой для количественной оценки бюджета углерода. Имеющаяся официальная информация о лесах России быстро устаревает, а существующая система мониторинга не способна обеспечить адекватное обновление данных об их динамике. Общепринятые в мировой практике методологии учета углеродного бюджета лесов не учитывают специфику объектов оценки как нечетких (fuzzy) систем, что не позволяет в полной мере оценить неопределенность результатов. С принятием в 2015 году Парижского соглашения, направленного на практическое осуществление положений Рамочной конвенции ООН по изменению климата, проблема повышения объективности, полноты и точности оценки углеродного бюджета лесов страны приобретает важнейшее научное и практическое значение.

К числу ключевых для оценки углеродного бюджета данных относится распределение земельного покрова по категориям покрытых и непокрытых лесом и другой древесно-кустарниковой растительностью земель, в том числе, гарей и погибших насаждений, вырубок, естественных редин, заболоченных земель, а также информация об основных биометрических показателях лесных насаждений и их динамики, таких как запас древостоев (объем древесины), породно-возрастная структура и продуктивность лесных насаждений, а также знание ряда количественных экологических характеристик – чистой первичной продукции, гетеротрофного дыхания и пр. Одновременно необходимы данные о масштабах природных (пожары, болезни и вредители, ветровалы, засухи и др.) и антропогенных (рубка, техногенные загрязнения и др.) деструктивных факторов, вызывающих повреждения и гибель лесов, а также информация о ходе процессов их последующего восстановления.

Современные возможности и потенциал развития методов дистанционного зондирования лесов из космоса способны в значительной степени восполнить имеющиеся пробелы в информации о лесах, необходимой для оценки углеродного бюджета в масштабах страны. При этом, наиболее целесообразным представляется использование методических подходов, предполагающих тесную интеграцию методов дистанционного зондирования лесов, наземных измерений их качественных и количественных характеристик, а также математических моделей их структуры и динамики.

Разработанные к настоящему времени методы спутникового картографирования и мониторинга растительного покрова позволяют регулярно получать информацию о распределении земельного покрова по категориям лесных земель и необходимых биометрических показателях лесов. При этом наличие многолетних (с начала 21-го века) временных рядов такого рода данных открывает возможности моделирования динамики лесного покрова и большинства главнейших биофизических показателей лесных экосистем. Собираемая в настоящее время на основе методов
дистанционного зондирования Земли информация о воздействии пожаров включает в себя данные о пройденной огнем площади в различных категориях покрытых и непокрытых лесом земель, а также сведения об интенсивности горения, степени пирогенного повреждения и масштабах гибели лесов, позволяющие надежно определять прямые и постпожарные эмиссии углерода в атмосферу. Разработанные методы обработки и анализа многолетних временных рядов данных дистанционного зондирования обеспечивают также возможность выявления изменений в лесах под воздействием различных природных и антропогенных деструктивных факторов (рубки, усыхания лесов, ветровалы и др.), более полный и точный учет которых позволит существенно повысить достоверность оценки бюджета углерода.

В рамках Проекта будет разработана новая система методологии оценки углерода в лесах с использованием многосенсорной концепции дистанционного зондирования Земли из космоса; разработка новых и модификация существующих моделей, базирующихся на интеграции наземной и дистанционной информации; создание на разработанной методической основе новых динамических геоинформационных баз данных о характеристиках и бюджете углерода лесов России; а также информационной системы и технологии его непрерывного мониторинга.

Рассмотрение углеродного бюджета как нечеткой системы позволит получить, обладающие существенно меньшим уровнем неопределенности, уточненные научные данные о современном состоянии лесов России и об основных компонентах их планетарной биосферной роли.

Решение задач Проекта предполагает тесное объединение научного потенциала различных ведущих групп российских ученых, работающих в области методов дистанционного зондирования Земли и исследований биогеохимических циклов в наземных экосистемах, создав беспрецедентную возможность получения принципиально новых, отличающихся существенно более высокими уровнями объективности, полноты и точности, верифицированных и непротиворечивых данных об углеродном бюджете лесов России.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *