О внесении изменений в Лесной кодекс РФ

О внесении изменений в Лесной кодекс РФ

 

О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации в части совершенствования регулирования использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов и особо защитных участков лесов

 

В соответствие со статьей 10 Лесного кодекса Российской Федерации леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса. Глава 15 Лесного кодекса определяет категории защитных лесов, их правовой режим, а также устанавливает особенности их использования, охраны и воспроизводства.

Вместе с тем лесным законодательством не в полной мере урегулированы вопросы отнесения лесов к защитным лесам и выделения в них особо защитных участков леса. Для большей части категорий защитных лесов, а также видов особо защитных участков лесов критерии и параметры для их выделения, включая нормативы расчета их площади, до настоящего времени не установлены. Указанные нормативы отсутствуют для зеленых и лесопарковых зон, запретных полос лесов вдоль водных объектов и нерестоохранных полос в составе ценных лесов.

Отсутствие критериев и нормативов по отдельным категориям защитных лесов и особо защитным участкам лесов отрицательно сказывается на качестве лесоустроительного проектирования, разработки лесохозяйственных регламентов лесничеств (лесопарков) и лесных планов субъектов Российской Федерации, приводит к снижению эффективности использования экологического потенциала защитных лесов.

В связи с истощением экономически доступных и удобных для использования лесных ресурсов, особенно в районах традиционного лесопользования, а также в местах расположения основных предприятий лесной промышленности, защитные леса все больше становятся источником сырьевого обеспечения лесной промышленности. Более половины транспортно-доступных защитных лесов уже переданы в аренду для заготовки древесины. В хозяйственный оборот вовлекаются последние лесные массивы, не затронутые хозяйственной деятельностью, что не соответствует закону «Об охране окружающей среды» и международной конвенции «О биологическом разнообразии».

В преобладающих категориях защитных лесов, за исключением лесов, расположенных на территориях ООПТ и лесопарковых зонах, лесное законодательство допускает промышленной заготовки спелой и перестойной древесины, проведение различных видов рубок ухода. В целях обеспечения замены лесных насаждений, утрачивающих защитные функции, а также при строительстве и эксплуатации инфраструктурных объектов экономики, уходе за лесом в большинстве категорий защитных лесов допускается проведение сплошных рубок, что позволяет рассматривать защитные леса в качестве источника для заготовки древесины.

7 июня 2017 года Государственной Думой Российской Федерации в первом чтении был принят законопроект № 140177-7 «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации в части совершенствования регулирования использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов и особо защитных участков лесов».

Необходимость внесения изменений в лесное законодательство, направленных на совершенствование вопросов отнесения лесов к защитным лесам, выделения особо защитных участков леса, организации их охраны и использования, была определена решением президиума Государственного совета Российской Федерации по вопросам лесного комплекса, состоявшегося 11.04.2013 года. По его итогам Правительству Российской Федерации было дано поручение:

«внести в законодательство Российской Федерации изменения, предусматривающие установление критериев и нормативов определения категорий защитных лесов и особо защитных участков леса, а также установление правовых режимов указанных лесов и участков леса, исключающих проведение в этих лесах и на этих участках промышленных рубок и передачу их в аренду в целях заготовки древесины».

За счет его реализации предполагалось достижение следующих целей:

  • привести площадь защитных лесов и особо защитных участков леса к оптимальному уровню, при достижении которого леса смогут наиболее эффективно обеспечивать выполнение средообразующих, водоохранных и иных защитных функций;
  • ограничить эксплуатацию защитных лесов и особозащитных участков леса, приводящую к снижению их защитного потенциала;
  • повысить уровень охраны защитных лесов и особо защитных участков леса;
  • ограничить использование защитных лесов частным бизнесом;
  • обеспечить ведение лесного хозяйства в границах защитных лесов силами государственных специализированных учреждений субъектов Российской Федерации.

Анализ принятого в первом чтении законопроекта показал, что указанные цели принятием законопроекта не достигаются. Законопроект не устанавливает критерии, позволяющих устанавливать случаи (факторы), наличие которых требует отнесения лесов к защитным лесам и выделения в них особо защитных участков. Законопроектом не вводятся нормативы расчета площади защитных лесов и особо защитных участков леса.

Вместо этого авторами законопроекта предложено наделить Правительство Российской Федерации правами по установлению порядка отнесения лесов к защитным лесам, выделению и упразднению особо защитных участков лесов, а также установлению или изменению их границ. При этом, как следует из текста законопроекта, данным порядком не предусматривается установление крайне необходимых сегодня для практики лесоуправления критериев и нормативов отнесения лесов к защитным лесам, определения их категорий, а также выделения в них особо защитных участков леса. Порядком также не вводятся и нормативы расчета необходимой площади защитных лесов и особо защитных участков леса.

Большая часть законопроекта направлена на уточнение перечня категорий защитности защитных лесов, а также на частичное изменение требований к их эксплуатации, причем в некоторых случаях, приводящих к росту уровня эксплуатации защитных лесов за счет снятия запрета на проведение сплошных санитарных рубок в лесах, расположенных в водоохранных зонах.

Следует отметить, что авторы законопроекта проигнорировали и решение Президиума Госсовета Российской Федерации относительно ограничения промышленных рубок в защитных лесах, установления запрета на передачу их в аренду для заготовки древесины.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что законопроект в данной редакции не обеспечивает создание правовой основы для повышения потенциала защитных лесов и особо защитных участков леса, а также для приведения требований к составу и количеству защитных лесов, уровню их эксплуатации, к международным нормам.

 

Материал подготовил ведущий научный сотрудник ЦЭПЛ РАН Ю.Н. Гагарин.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *