База геоданных маршрутов наземного доступа от ПХС к местам лесных пожаров Сибирского федерального округа за 2002 и 2003 годы (БДКМ СибФО-2002 и БДКМ СибФО-2003)

База геоданных маршрутов наземного доступа от ПХС к местам лесных пожаров Сибирского федерального округа за 2002 и 2003 годы (БДКМ СибФО-2002 и БДКМ СибФО-2003)

­

Для развития методов регионального транспортного моделирования движения специального транспорта на уровне федерального округа (ФО) России для целей пожаротушения и оценки возможности доступа к ресурсам леса была разработана база геоданных маршрутов движения специальной техники. Получено свидетельство о регистрации базы для Сибирского ФО с маршрутами движения в пожароопасные сезоны  2002 и 2003 годов, в период с апреля по октябрь  [1]. Для моделирования доступа к лесным пожарам используются данные о существующих центрах сосредоточия сил и средств пожаротушения (сети пожарно-химических станций, или ПХС), дорогах общего пользования и лесных просеках, а также детектированных спутниковыми методами лесных пожаров. Пространственный и статистический анализ построенных маршрутов движения является частью методического решения предлагаемой технологии.

Зарегистрированные базы геоданных маршрутов на территории Сибирского Федерального округа является продуктом использования экспериментальной лесопожарной транспортной модели для проектирования кратчайших маршрутов наземного перемещения специального транспорта от ПХС к очагам лесных пожаров, детектированных спутниковыми средствами. Для модели использовались пространственно-распределённые данные о средней скорости пожарной техники для разных типов дорог (общего и специального пользования) и рельефе местности. На основе модели были получены оценки времени перемещения транспорта и расстояния до пожаров. Построенные маршруты движения к пожарам от ближайших ПХС были помещены в базу геоданных с информацией о времени движения (минуты) и расстояния (км) до пожара; каждый маршрут содержит атрибуты ПХС (координаты, название) и описание зарегистрированного лесного пожара (координаты, дата и время регистрации) [2,3].

База геоданных может являться основой для решения таких управленческих задач, как оценка временных затрат на переброску сил и средств между ПХС, ввод дополнительных ограничивающих параметров перемещения транспорта и межрегионального маневрирования с привлечением сил пожаротушения соседних субъектов и лесопожарных подразделений федерального подчинения России. База данных маршрутов движения наземной техники позволяет оценивать и корректировать границы между зонами наземной охраны и лесоавиационных работ с учетом временной доступности территории лесного фонда по дорогам общего и специального пользования.

Список литературы:

  1. Ковганко К. А., Подольская Е. С., Ершов Д. В. База геоданных маршрутов наземного доступа от ПХС к местам лесных пожаров Сибирского Федерального округа за 2003 год (БДКМ СибФО-2003). Свидетельство о государственной регистрации базы данных № 2022622428. 2022.
  2. Подольская Е. С., Ершов Д. В., Ковганко К. А. Транспортное моделирование наземного доступа для борьбы с лесными пожарами на уровне федеральных округов России //Сборник статей по итогам научно-технических конференций. Выпуск 11. М.: МИИГАиК, 2020. 199 с. / Приложение к журналу Известия вузов «Геодезия и аэрофотосъемка». C. 154-156.
  3. Подольская Е. С., Ковганко К. А., Ершов Д. В., Шуляк П. П., Сучков А. И.Использование модели транспортной сети региона для оценки времени и расстояния наземной доставки сил и средств до лесных пожаров // Вопросы лесной науки. T. 2. № 1. 2019. C. 1-28. DOI 10.31509/2658-607x-2019-2-1-1-28