НОВЫЙ ВЗГЛЯД НА ПРОБЛЕМЫ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА: ПРЕДЛОЖЕНИЯ РАБОЧЕЙ ГРУППЫ ВНИИ ЭКОЛОГИЯ В ПРОЕКТ “СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ЛЕСНОГО КОМПЛЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ”

В лесном хозяйстве Российской Федерации в течение и позднесоветского, и всего послесоветского периода накапливались и продолжают накапливаться проблемы, в основном связанными с попытками административного «универсального» управления лесами якобы в единых целях и задачах. В результате лесная промышленность кричит об истощении доступных лесных ресурсов (Сидорова и др., 2016), академическая наука заявляет что реальная эколого-экономическая расчетная лесосека в ряде важнейших лесопромышленных регионов страны сегодня не превышает 35% официально действующей (Соколов и др., 2017), а экологи показывают деградацию наиболее ценных и экологически значимых твердолиственных пород и двух видов кедровых сосен (Чувасов, 2018) и возрастание темпов утраты малонарушенных массивов первичных лесов (Kobyakov et al., 2015).

Хотя Россия обладает примерно 20% площади мировых лесов и 1/4 запасов мировых запасов древесины, за последнее десятилетие ХХ века доля России в мировой торговле лесной продукцией сократилась с 18% до 2% рынка[1]. В этой связи важно отметить, что угроза национальным интересам России состоит не в научно-обоснованных требованиях сохранения наиболее экологически ценных массивов старовозрастных лесов, сколько в том, что:

− леса Швеции и Финляндии составляющие всего около 6,2% лесов России и находящиеся в сопоставимых природно-климатических условиях производят примерно 75-80% от объема заготовки древесины в России, при этом по сравнению с Россией в этих странах круглых лесоматериалов заготавливается на гектар больше в 6–7 раз, а деловой древесины — в 7–8 раз (Романюк, 2013);

− лесные плантации в Новой Зеландии, которые по площади (1,7 млн га) в 100 раз меньше, чем арендованные в лесопромышленных целях леса в России, экспортируют в Китай продукции лесного сектора на сумму, составляющую 46% от стоимости российского лесного экспорта в Китай, а по объему экспорта необработанной хвойной древесины в Китай уже существенно превосходит экспорт круглого леса из России (Шварц, Шматков, 2020)

По прошествии почти 15 лет с принятия в 2006 году Лесного кодекса РФ стало забываться, что основной предпосылкой попытки реформирования советской системы лесного хозяйства была его убыточность. Проблема не решена, но под влиянием мифа о хорошем советском прошлом происходит возврат к тому, от чего попытались уйти, — к исчерпавшей себя экстенсивной модели лесопользования и к использованию нерешенных и нерешаемых проблем для лоббирования увеличения бюджетного финансирования.

К общим проблемам существующей модели лесного хозяйства, не преодоленным действующими отраслевыми стратегическими документами, а также к вызовам для развития лесного комплекса страны в целом следует отнести:

  • обеспечение экологической устойчивости лесопользования, в том числе путем исключения экономически недоступных лесов из расчетной лесосеки, придание защитного статуса не менее 5–7 млн га крупных массивов первичных лесов малонарушенных лесных территорий (МЛТ) для обеспечения сохранения глобальной роли России в сохранении биоразнообразия и климатического равновесия;
  • обеспечение транспарентности и достоверности знаний о качественном и количественном составе лесов России;
  • создание экономических механизмов перехода к модели интенсивного использования и восстановления лесов, экономико-инфраструктурных условий ее внедрения, перспективных и обоснованных географических приоритетов;
  • преодоление традиционной ориентации на единообразное управление лесопромышленными, средозащитными и рекреационными лесами, различными по функциям и имеющими региональные и географические особенности;
  • максимальная поддержка экспорта российской лесной продукции в части рыночного регулирования экспортных пошлин, ориентированного на максимальную экономическую эффективность;
  • гармонизация требований международных схем добровольной лесной сертификации и российской нормативно-правовой базы лесного хозяйства;
  • необходимость адаптации экономики в целом и лесного хозяйства в частности к изменениям климата и соответствующих новаций международного регулирования.

Важным условием решения данного комплекса проблем является обеспечение возможности сосуществования различных региональных моделей лесного хозяйства и лесопользования, которые показывают свою эффективность:

1) долгосрочная аренда на Северо-Западе Европейской территории страны (ЕТС);

2) госкапитализм в Татарстане (50-60% финансирования – бюджет региона-донора федерального бюджета), адекватный аналог – Белгослес в Беларуси;

3) частные леса на с/х землях;

4) госкомпания «Защитные леса России» – аналог Sveaskog в Швеции и Metsähallitus Forestry Ltd в Финляндии

При этом, важным условиям для интенсификации использования и воспроизводства лесов имеет лесная инфраструктура, прежде всего плотность лесных дорог – условие внедрения интенсивной модели лесного хозяйства (региональные модели № 1 – 3 указанные выше): плотность дорог должна составлять или превышать 7–10 км на 1 000 га.

Что предлагается:

К числу практических мер решения данных проблем следует отнести:

– Отказ от заведомо избыточных и малоэффективных трат в лесном хозяйстве, например уменьшение общей площади посадки лесных культур с одновременным сохранением необходимых качественных уходов, который работал бы в интересах повышения экономической эффективности отрасли и приводил бы к формированию хозяйственно ценных насаждений в реальности, а не на бумаге;

– Прекращение траты средств на искусственное лесовосстановление хвойными монокультурами якобы для восстановления лесоресурсной базы вне арендованных лесопромышленными компаниями территорий и в малолесных регионах (в которых лесовосстановление должно осуществляться ранее доминировавшими широколиственными породами) высвободило бы необходимые средства на борьбу с пожарами вне арендованных лесов, особенно с учетом того факта, что естественное лесовосстановление на сельскохозяйственных землях происходит лучше и быстрее, чем лесовосстановление, проводимое органами управления лесами: зарастание сельскохозяйственных земель в Европейской России ежегодно охватывает примерно 2–3 млн га, площадь же лесовостановления, ежегодно запланированного в рамках федерального проекта «Сохранение лесов», во всей Российской Федерации составляет около 1 млн га.

– Взимание арендной платы с площади лесов, а не с объема пользования;

– Установление зависимости расчетной лесосеки от результатов воспроизводства лесов;

– снижение расчетной лесосеки для участков, при освоении которых строятся временные дороги, не рассчитанные на эксплуатацию в течение срока воспроизводства лесов.

Государственные лесхозы и (или) государственные компании должны принимать необходимые решения прежде всего в соответствии с поставленными государством социальными и экологическими задачами (например, увеличение площади широколиственных лесов, подобных естественным, в малолесных районах юга европейской части страны), а не с коммерческими целями.

Эффективное управление не может быть слепым, при этом сейчас актуальные материалы лесоустройства (с неистекшим сроком давности) есть только для 15,6 % площади официально учтенных лесов России, или менее чем для 14 % площади всех лесов (включая леса на землях сельскохозяйственного назначения), а попытка создания государственной инвентаризации лесов (ГИЛ) не дала ожидаемых результатов. Одной из важнейших задач на ближайшие годы в России является восстановление, с учетом технологических и научных достижений последних десятилетий, системы лесоучетных работ. Эта система должна быть двухуровневой и включать в себя:

  • государственную инвентаризацию лесов, позволяющую при умеренных затратах труда, финансовых средств и времени получать статистически достоверную информацию о состоянии лесов и происходящих в них процессах в масштабах страны и крупных лесных регионов;
  • непрерывное лесоустройство с использованием современных информационных технологий в масштабах лесных участков или лесничеств для организации и планирования хозяйственной деятельности.

Реализация государственной инвентаризации лесов в 2007–2020 годах однозначно показала, что эти два вида лесоучетных работ должны быть организационно и технологически разведены и выполняться независимо друг от друга.

Воспроизводство лесов

Важным фактором современного кризиса лесообеспечения является отсутствие на протяжении нескольких десятилетий результативного лесовосстановления ценными породами и рубок ухода в молодняках, направленных на формирование экономически ценных насаждений. В настоящее время молодняки переводятся в покрытые лесом земли уже в середине периода уходов за ними, что не позволяет объективно оценить успешность лесовоспроизводства. Даже по официальным данным, более 25% культур гибнут в первые 10 лет после посадки, еще больше — в последующие 10–15 лет. Так, в период с 1983 по 2003 год погибло 53,5 % созданных лесных культур (Романов и др., 2007), а с 2003 по 2007 год — 57,0 % (Шварц, Шматков, 2020; Шварц и др., 2020). Для формирования молодняков требуемого породного состава и густоты в среднем в них необходимо проведение двух приемов ухода. С учетом средней площади лесовосстановления за последние 10 лет, равной 0,85 млн га, необходимая площадь проведения ухода должна составить 1,7 млн га в год, причем за счет высокоинтенсивных, «площадных» рубок в реальности уход проводится в среднем на 0,27 млн га, т. е. на площади, в 6 раз меньше необходимой, преимущественно низкоинтенсивным, коридорным методом (Шварц и др., 2020), который лесоводственно бесмысленен. Основной причиной неэффективности системы воспроизводства лесов в Российской Федерации является ориентированность нормативной базы и практики ведения лесного хозяйства только на первый этап цикла воспроизводства лесов — на посадку.

Кроме того, в настоящее время при лесовосстановлении не учитываются реалии глобальных климатических изменений, в т.ч. – сдвиг оптимума лесорастительных условий для определенных пород, соответственно, увеличивается риск гибели созданных лесных культур и горимость хвойных монокультур разного возраста.

Леса на землях, выпавших из сельскохозяйственного оборота

Постановление Правительства №1509 от 21 января 2020 г. отрегулировало вопрос ведения лесного хозяйства на землях сельскохозяйственного назначения. С этого момента Россия самый массовый рынок самой дешевой земли для выращивания леса в мире, поэтому с 1 октября 2020 года Россия стала крупнейшим в мире потенциальным поставщиком древесины, выращенной на лесных плантациях. Причина – только в России есть такое (до 70 млн.га) количество пригодной для инвестирования земли.

В условиях высоких политических рисков экономических санкций важно отметить, что основные технологии механической переработки древесины и выращивания древесины не зависят от технологий, на которые могут быть наложены санкции США и ЕС. Основные требования экологически чувствительных мировых рынков и международной системы добровольной лесной сертификации FSC направлены на предотвращение лесопромышленного освоения удаленных крупных массивов малонарушенных лесов, не имеющих транспортной инфраструктуры, и не будут создавать проблем для экспорта продукции из частных лесов на сельхозземлях. Продукция из лесов на частных землях сельскохозяйственного назначения может быть легко сертифицирована по FSC при условии экологической устойчивости лесопользования и выполнении требования по сохранению биоразнообразия.

В этой связи и в связи с тем, что согласно п. 21 указанного постановления, от собственников частных земель не требуется предоставления традиционных документов по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов, то можно ожидать не только значительной переориентации средств лесопромышленных компаний с арендуемых лесных земель в частные леса на землях сельхозназначения, но и, вероятно, увеличение открытости, прозрачности и повышения эффективности лесовосстановления и управления государственными лесами на землях Лесфонда. Также возможно следует ожидать увеличение экологической ориентированности управления госудрственными лесами и, соответствующее, смещение лоббиских усилий органов управления лесами – т.к. противопоставить эффективности частных лесопромышленных компаний на землях сельхозназначения можно будет только усилия в иной сфере (восстановление широколиственных лесов в малолесных регионах и т.п.).

Заключение

Неуклонно возрастает интерес к лесным ресурсам России не только как к источнику древесного сырья, но и как к потенциальному катализатору устойчивого развития страны в целом с особой ролью в глобальном углеродном цикле, а также как к ключевому компоненту сохранения биологического разнообразия, точке достижения баланса между человеком и природой. В условиях вызовов мирового экономического кризиса и последствий изменения климата, в том числе связанным с ними риском введения углеродного трансграничного регулирования (налога) на производителей-экспортеров в страны ЕС, качественное изменение состояния лесного хозяйства страны представляется крайне важным и неотвратимым.

[1] http://kremlin.ru/events/president/news/64116